Готовый бизнес на маркетплейсах «под ключ»
с гарантией результата
Режим работы:
с 11:00-22:00


Блог

Штрафы маркетплейсов

Сегодня маркетплейсы – это прекрасная возможность, чтобы заработать на продаже самых разных товаров через партнёрство с электронными торговыми площадками. Однако к сотрудничеству в качестве продавцов на ту или иную онлайн-платформу допускаются только те пользователи, которые готовы соблюдать ряд строгих правил и предписаний.

За грубые и систематические нарушения незадачливых склепов ждут санкции в виде штрафов и наказаний. Иногда величина штрафного чека достигает таких размеров, что в один миг можно потерять всё заработанное и остаться в должниках. Какие виды штрафов существуют у маркетплейсов в отношении недобросовестных партнёров и за что их могут наказать, читайте в нашем новом материале.

Как устроена санкционная система на маркетплейсах – виды штрафов


Маркетплейсы привлекательны для соискателей, которые хотят сотрудничать с площадками в качестве продавцов – производителей и поставщиков-посредников. По сути, это электронный аналог огромного торгового центра с миллионами потенциальных покупателей из России и стран ближнего зарубежья, поэтому с помощью торговли на маркетплейсе можно быстро поднять хорошие деньги.

Однако возможность быстро выйти на прибыль ограничивается системой существующих правил и ограничений: взаимодействовать с площадкой и покупателями продавец вынужден под строгим контролем торговой платформы в отношении многих пунктов. Это необходимо для безопасности покупателей, продавцов оригинальных товаров с зарегистрированным товарным знаком (защита от подделок) а также контроля продавцов.

Маркетплейс строго следит за исполнением своих требований, в противном случае жёстко наказывая нарушителей штрафами и санкционными мерами. Существует следующая система штрафов, которая практически не различается у двух «акул» российского онлайн-маркета – Wildberries и OZON:
  • Начисление штрафных баллов. Продавец-нарушитель страдает от этого санкционного действия падением рейтинга товаров среди конкурентов и снижением дохода;
  • Письменное предупреждение. Одно из самых «лайтовых» наказаний, которое выносится технической поддержкой в случае мелких недочётов при выкладке карточек товаров или несильных погрешностей. Обычно после оперативного устранения продавцом все рядовые процессы продаж быстро приходят в норму;
  • Штраф в виде наказания «рублём». Если существует конкретное нарушение, которое продавец не устранил намеренно или случайно, могут наложить денежный штраф. Самая распространённая мера воздействия, обычно – за невнимательное изучение продавцом условий сотрудничества, прописанных в договоре, что повлекло за собой конкретную ошибку;
  • Временная заморозка продающего аккаунта. Накладывается на определённый срок, обычно составляет от 1 до 3 недель;
  • Постоянная блокировка. Аккаунт блокируется полностью за систематические нарушения или серьёзные проступки.

Важно! Чтобы избежать каких-либо проблем, связанных с возникновением нарушений, рекомендуем до выкладки карточек товара ознакомиться с требованиями маркетплейса и внимательно читать договор о сотрудничестве. Если у вас есть вопросы, задавайте их в техническую поддержку, чтобы сразу же разложить непонятную информацию по полочкам и не провоцировать руководство накладывать на ваш магазин штрафные санкции.

За что продавцов могут блокировать, штрафовать и наказывать


Две самые востребованные онлайн-платформы Российской Федерации и стран СНГ – Wildberries и OZON – проводят схожую политику по вопросам защиты покупателей, продажи товаров различных категорий с учётом действующего законодательства и внутренних правил на каждом маркетплейсе.

Однако Wildberries довольно снисходителен и указывает при вынесении наказания на то, за что именно продавец наказан. Это делается для того, чтобы последний в дальнейшем смог использовать эту информацию себе во благо и не допускать подобных ошибок.

Срыв сроков поставок


Если вы стали продавцом на маркетплейсе, то независимо от способа торговли нужно следить за сроками поставок и выдачи товарных позиций. По правилам WB и OZON, товар должен быть доставлен покупателю в установленные площадкой сроки. В них учитывается также и удалённость склада от адреса доставки (курьером или через пункт выдачи).


За нарушение сроков поставок товаров на склад селлеры могут получить выговор от руководства, в худшем случае – аккаунт заморозят, избавив таким образом площадку от присутствия нарушителя на несколько месяцев.

Нарушение прав третьих лиц


Обе платформы, и OZON, и Wildberries, строго следят за тем, чтобы права третьих лиц не нарушались. По договору оферты не допускается оскорбительное поведение в сторону покупателей или администрации маркетплейса. Кроме этого руководство строго следит за защитой авторских прав и правами интеллектуальной собственности. Поэтому при выходе продавца на маркетплейс для продажи под собственным товарным знаком, поддержка просит подтверждать его регистрацию документально. В этом случае штраф – это лёгкая мера воздействия, при грубом нарушении продавца могут забанить навсегда. В этой области система штрафов наиболее распространённая, от потери финансов и репутации до вечной блокировки.

Если продавец нарушил чужие авторские права, иск в суде может достигать размеров в 3-5 млн рублей. OZON в этой сфере регистрацию товара перед началом партнерской деятельности с продавцом не проверяет, но за выявленные нарушения накладывает штрафы до 150 тысяч рублей. Wildberries в такой же ситуации даёт на исправления недочётов продавцу сутки. А если они не будут устранены, магазин продавца блокируют и выставляют штраф порядка 100 тысяч рублей на одну позицию с нарушением.


Другие нарушения


Существует ещё ряд санкций, которые руководство маркетплейса накладывает на продавцов:
  • Запрет на указание любых контактов для прямой связи с продавцом. Все спорные вопросы продавцу с покупателем следует решать через маркетплейс. Урегулирование конфликтов путём связи через телефон, электронную почту или другие способы связи с продавцом считаются нарушениями. Например, на Wildberries можно задавать вопросы по товару через специальную форму в карточке товара, а на OZON – вступить в чат с продавцом через встроенный сервис в случае оформления заказа. На обеих платформах продавцы могут отвечать на вопросы покупателей под товаром о его характеристиках, способе доставки и упаковки. Указывать контакты нельзя, за этот проступок будут выноситься штрафы в индивидуальном порядке;
  • Некорректная маркировка товара или её отсутствие. Если маркетплейс выявляет, что товар промаркирован неверно, без учёта требований российского Таможенного Союза и законов РФ, то может выноситься предупреждение (Wildberries) или принимается более жесткая мера в виде штрафа до 5 тысяч рублей (OZON). Чаще лояльные меры на WB – продавца уведомляют о нарушении и проводят повторную проверку после его устранения. В случае привлечения маркетплейса, как ответственного юридического лица, за это нарушение, продавец обязан возместить все расходы площадки по восстановлению доброго имени. Во внимание берутся все правила маркировки – соответствие артикулов или их отсутствие, нечитаемый код, отсутствие данных о указанных кодах в УПД, неверная упаковка, продажа незарегистрированного на маркетплейсе товара и другие;
  • Переспам для поисковой выдачи. Маркетплейсы используют систему поисковых алгоритмов для выдачи результатов покупателю в виде подборки товаров. Поэтому ключевыми словами в описании товара злоупотреблять не следует. Техподдержка выявляет таких нарушителей, которые описание товаров превращают в сборную статистику похожих запросов и искажают реальные характеристики упоминанием известных брендов (на продажу которых нет права), а также не соответствующие действительности данные. Возможно применение штрафных баллов в отношении продавца или предупреждение.

Штрафы и предупреждения возможны также за неправильное оформление карточек товаров, отсутствие ключевой информации, некорректную ценовую политику.

Действия продавца в случае получения наказания или штрафа


В случае получения наказания или штрафных санкций в первую очередь следует обратиться в техническую поддержку маркетплейса. Особенно это актуально в том случае, если ситуация, в которой произошло наложение штрафа, непонятна для селлера. Если штраф или наказание оправданы и продавец признаёт своё ошибку, то следует подчиниться и в установленном платформой порядке исправить со своей стороны все недочёты, уплатить штраф.


Если самостоятельное разрешение проблемы невозможно, то можно обратиться в суд (обычно актуально для спорных ситуаций). При этом правом обращения в суд обладает не только продавец, но и маркетплейс. Следует дождаться окончательного вынесенного решения по процессу, чтобы наказание было опровержено или подтверждено. Если продавец будет виноват, то не только уплатит штраф, но и возместит все понесённые расходы со стороны маркетплейса на судебную тяжбу.

Порядок оплаты штрафов от маркетплейсов


Штрафы доступны к просмотру в конце каждого отчетного месяца. Продавец получает уведомление, которое ознакомит его с общей суммой штрафов, детальную информацию можно изучить по сопутствующей ссылке. Обычно оплата происходит прямиком из выручки продавца, которая складывается из всех проданных за этот же месяц товаров. Бывают и такие ситуации, что на счёте нарушителя не хватает средств для своевременной оплаты. Поэтому штрафник получает дополнительные пять дней, чтобы оформить оплату штрафов самостоятельно. В этом случае перевод средств производится на специальный счёт, а платёж будет вовремя учтён в системе.

Подводя итог, следует сказать, что на сотрудничестве с маркетплейсами можно и нужно зарабатывать, пока есть возможность свободной регистрации на этих электронных торговых площадках. Однако лучше сперва досконально изучить все существующие правила и ограничения, иначе ваш бизнес может серьезно пострадать, а размер штрафов за проступки может сильно ударить по карману. Поэтому рекомендуем предварительно ознакомиться со всеми правилами торговли на eCommerse-платформе и внимательно читать договор о сотрудничестве.

Made on
Tilda